Литография как вид искусства начала развивться в конце XVIIIв.
Основателем литографии считают Алоиза
Зенефельдера (1771-1834 гг.), который основал институт
в Мюнхене, исследовавший и содействовавший продвижению
новых техник. Он был опытнейшим ученым-исследователем,
чье руководство по литографии и в наши дни остается таким же
актуальным и практичным, как это было более 150 лет назад.
Непосредственность методики и ее близость открытой технике
рисования сделала литографию популярной у таких мастеров,
как Мане, Дега, Сера и Тулуз-Лотрек. Последний, кстати,
использовал эту методику для создания незабываемых
композиций на своих цветных плакатах. В наше время
литография играет важнейшую роль в области тиражных
печатных технологий.
Литография: инструменты и виды техник
Литография относится к плоской печати и основывается
на взаимной антипатии жировых веществ и воды. Оттиск
выполняется с ровной поверхности литографского камня или
пластины, на которых нет выступов или углублений. Участки,
предназначенные для печати, хорошо воспринимают
жировые вещества, а следовательно, печатную краску.
«Не печатающие» области, в свою очередь смачиваются
и отталкивают печатную краску.
Влажную поверхность камня или пластины накатывают
краской, а поверх нее кладут лист бумаги. Затем печатную
форму прогоняют через пресс, при этом давление прилагается с
помощью рейбера (обычно через тонкий металлический лист
или декель) поперек поверхности камня. В технике литографии
первоначально использовались исключительно куски известняка,
несмотря на то, что в наше время литографы также применяют
специально обработанные микрозернистые листы цинка
или алюминия.
Химическая основа литографии
Литографский камень или пластина способны притягивать или
отталкивать жировые вещества в процессе адсорбции, который
представляет собой форму адгезии на молекулярном уровне.
Молекулы жирных кислот (компоненты жировых литографских
материалов для рисования) вступают в химическую реакцию с
камнем, в результате чего участки рисунка становятся
постоянно восприимчивыми и готовыми к контакту с жировыми
веществами. В сущности, этот процесс незначительно отличается
от химической реакции, которая происходит при использовании
окисленного гуммиарабика для травления пластины.